Чтобы долги перед бюджетом, несданные декларации, неправильно рассчитанные налоги, отсутствие первички и прочие «мелочи» не стали для директора неприятной неожиданностью, нужно проверить бухгалтера. Причем делать это стоит регулярно.
Шаг 1. Провести экспресс-проверку бухгалтерской базы
Если нужно проверить бухгалтера, самое простое - это открыть бухгалтерскую базу и сделать экспресс-проверку ведения учета. Для этого в меню "Отчеты" надо выбрать пункт "Экспресс-проверка" (так, к примеру, в 1С, в других бухгалтерских программах есть аналогичная функция).
Важно! Если бухгалтер отказывается показать базу, либо ссылается на сложность ее передачи для проверки – бейте тревогу! Наверняка учет ведется некорректно, либо не ведется вовсе. А значит, компания рискует не пройти налоговую проверку. Кроме того, если бухгалтер уволится, возникнут проблемы с передачей дел новому бухгалтеру, и наверняка придется восстанавливать учет. Причем, по закону, налоговая инспекция также может потребовать бухгалтерскую базу компании для проверки, поэтому стоит периодически устраивать своей бухгалтерии тест на боевую готовность.
Шаг 2. Проверить своевременность сдачи деклараций
В большинстве случаев отчетность сдается электронно. Фактом подтверждения сдачи отчетности является квитанция, полученная от налоговой или фондов. Отчетность и квитанции могут храниться в электронном виде. Проверьте, что вся отчетность вашей компании с квитанциями действительно хранится в электронном архиве.
Шаг 3. Проверить состояние расчетов с бюджетом
Для этого попросите вашего бухгалтера запросить в ИФНС справку о состоянии расчетов с бюджетом на текущую дату. Это можно сделать в электронном виде. Такую справку ИФНС направит также в электронном виде. Средний срок ее изготовления – 3 рабочих дня. В справке будут указаны пени и штрафы (при их наличии), недоимки, а также переплаты по налогам. Попросите бухгалтера пояснить все цифры в Справке и соответствие данных цифр данным учета.
Шаг 4. Проверьте наличие документов с самыми крупными контрагентами.
Порядок в первичной документации очень важен, т.к. это первое, что проверяют контролирующие органы.
Проверьте наличие оригиналов первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур) по самым крупным поставщикам. Эти документы должны быть подписаны с двух сторон и храниться в папках. Идеальный вариант – наличие электронного архива документов, по которому можно быстро найти нужный документ в виде отсканированной копии. Все документы должны храниться в порядке, чтобы в любой момент можно было быстро найти нужный.
Как правило, если ИФНС присылает запрос о предоставлении документов, надо в сжатые сроки предоставить нужные документы, иначе есть риск доначисления налогов.
Шаг 5. Экспресс-проверка налоговой отчетности.
Необязательно обладать обширными и глубокими познаниями в области бухгалтерского учета, чтобы выявить контрольные точки в отчетности, которые являются «красной тряпкой» для налоговиков.
1. Сравните годовую выручку из деклараций по НДС и декларации по прибыли, а также из Отчета о финансовых результатах.
Если есть расхождения – попросите вашего бухгалтера их пояснить (ИФНС однозначно пришлет такое требование).
2. Сравните сумму расходов в декларации по налогу на прибыль и в Отчете о финансовых результатах (по статьям).
3. Проверьте, нет ли убытка в декларации по прибыли.
Если убыток есть – вас вызовут на убыточную комиссию в ИФНС для дачи пояснений. Попросите бухгалтера предложить варианты не показывать убыток в декларации либо придумать убедительные объяснения причин возникновения убытка.
Если в декларации по прибыли убыток на протяжении нескольких налоговых периодов – ваша компания рискует оказаться в плане выездных проверок.
_______________________________________________________________________
Если вы нашли недочеты хотя бы в одном пункте из списка
или не можете выкроить время на проверку
↓
Записывайтесь на консультацию к специалистам БК-Консалтинг