Бухгалтерия развивается по мере своих возможностей, но уже сейчас эксперты прогнозируют "смерть" бумажной бухгалтерии - на смену придет полная автоматизация! Разбираемся, какие бухгалтерские сферы затронут изменения и как скоро это может произойти.

Электронная бухгалтерия - ближайшее будущее или миф?

Вся проблема в бухгалтере?
Некоторые предприниматели уверены, что вся проблема при планировании дальнейшей деятельности исходит от ведения бухучета - и дело не только в запоздалых отчетах от бухгалтера со стажем Зины. В качестве аргументов приводят две другие основные причины:

1. Сроки отчетностей. Многие бухгалтерские процессы осуществляются к концу месяца, а значит точный отчет будет лежать на столе руководителя, дай бог, в первых числах следующего. К тому же сама бухгалтерская отчетность больше ориентирована на внешних пользователей: банк, налоговые службы, контрагентов или инвесторов. Поэтому в отчетностях особое внимание уделяется причинам произошедшего и упомянутого в отчете.

2. Бумажная волокита. Мало того, что необходимо обосновать все процессы в бухгалтерском отчете, их нужно еще и документально подтвердить. А здесь есть одна большая всем известная проблема - пока соберешь все документы, пройдешь чрез все контролирующие органы пройдет уж очень много времени.

Именно поэтому на смену классическому бухучету приходит так называемый управленческий учет. Нет, он не заменяет бухгалтерию - это некий вспомогательный кран. По сути, управленческий учет содержит в себе все те же бухгалтерские отчеты, только ориентирован больше на внутреннюю аудиторию, для которой важна оперативность информации. А какие два ключевых момента мешают оперативности? - ввод бухгалтерских документов в специальную программу и обобщение данных для дальнейшей отчетности. Автоматизировав два этих процесса, у предпринимателей не будет необходимости вести и бухучет и управленческий, что значительно сэкономит и деньги, и нервы.
Бумажная первичка - пережиток прошлого!
Основное время бухгалтер тратит на ввод первичных документов от контрагентов в специальные программы, а ведь можно делать совсем по-другому.

Уже более 20 лет назад появился "электронный документооборот" - ЭДО. Контрагент создает такой документ в бухгалтерской базе, подписывает электронной подписью и пересылает Вам. После чего полученный документ автоматически попадает в Вашу бухгалтерскую базу. И так можно и нужно! работать со всеми бухгалтерскими документами - электронный документооборот в значительной мере сохранит и время, и нервы.


Однако здесь есть свое НО: электронный документ легко проследить налоговыми службами. В таком случае уже не получится "нарисовать" первичный документ по несуществующей сделке. Для предпринимателей это минус, а вот для государства огромный плюс - наверняка уже через несколько лет всех бизнесменов "заставят" переходить на электронку.

А пока этого не произошло, для ускорения процессов ввода бумажных документов в специальные программы можно использовать оптическое распознавание символов - сканирование документа, его распознавание и дальнейшее занесение в бухгалтерскую базу без участия Вашего бухгалтера. Точность такого процесса более 95 %, а экономия времени колоссальная!
Роботы - друзья бухгалтера
Обработка первичных документов - монотонный и долгий процесс, на которое бухгалтер тратит большую часть своего рабочего времени. При этом никто не застрахован от ошибок из-за человеческого фактора - просидел несколько часов над документом, совершил ошибку и все заново переделывать. Зачем? Нет, никто не говорит о полной замене бухгалтера на робота Васю - это ни к чему!

На сегодняшний день разработаны два варианта по автоматизации некоторых процессов:

1. RPA - роботизированная автоматизация процессов. Такая функция, например, помогает освободить бухгалтера от рутинной работы с созданием и проведением счет-фактур на основе накладных. Робот сам все заполнит, загрузит, отправит. Конечно, такой процесс сложен и дорогой для отдельной компании. Поэтому разумно говорить об RPA в рамках аутсорсинговых бухгалтерский компаний - они настроят этот процесс под Вашу деятельность и документы будут выполняться безошибочно и быстро.

2. IA - искусственный интеллект в бухгалтерии. Это уже своего рода автоматизированный бухгалтер, который сможет сам обработать огромные массивы бухгалтерских данных, проанализировать информацию и составить отчеты. Такая функция гораздо сложнее и дороже, чем RPA и пока, наверное, не сильно нужна предпринимателям. Только если, конечно, у Вас не работает порядка 50 бухгалтеров и Вам просто необходимо заменить многие процессы роботами.

Что же все-таки поможет ускорить бухгалтерию?
По мнению экспертов слияние ЭДО и RPA поможет значительно ускорить бухгалтерские процессы и при этом у предпринимателя не будет необходимости вести еще и управленческий учет. Помимо обычного бухучета и управленческого такая система сможет заниматься финансами компании. Поскольку сейчас банки России повсеместно внедряют передовые технологии, такая система будет даже в плюс каждой компании. Но пока такие отношения будут односторонними: предприниматель видит движения расчетных счетов благодаря онлайн-бухгалтерии и оплачивает их.

В будущем планируется довести отношения предпринимателей с банками до полностью автоматизированного уровня. Оплачивать счета можно будет так называемыми "автоплатежами". Это пока еще процесс в планах, да и вопросов и опасений много. Зато Вы будете точно уверены, что Ваш дебитор точно не задолжает Вам.
Что же ждет бухгалтерию? Наверное, слияние с двумя смежными профессиями - экономист и финансист. И тогда это будет специалист не по рутинному вбиванию счет-фактур, а настоящий финансовый управленец.
Но мы точно знаем, что наших специалистов не заменит никакой робот!